Родительский университет
ПОЛОЖЕНИЕ
о «Родительском университете» государственного учреждения образования «Полоцкое кадетское училище»
- Общие положения
1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Полоцкое кадетское училище».
1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
- Цель и задачи «Родительского университета»
2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.
2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:
- формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
- расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
- формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
- овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
- развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
- актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
- Организационная структура «Родительского университета»
3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
- для родителей учащихся VIII-IX классов – «Мой ребёнок – подросток»;
- для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».
3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:
- прямые:
лекции, беседы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;
- дистанционные:
вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.
- Ожидаемые результаты
4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;
4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.
4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.
План реализации республиканского проекта
«Родительский университет»
на 2024/2025 учебный год
Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи:
-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций.
-формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношений, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми, содействие развитию навыков самообразования родителей.
-обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
-организация эффективного сотрудничества родителей, обучающихся в учреждения образования
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
8 классы |
||||
1. |
Тема 1. Жизненные цели подростков. |
сентябрь |
родительское собрание |
Лущик Е.С., педагог-психолог |
2. |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. |
декабрь |
лекторий |
Томашевич Т.А., педагог социальный |
3. |
Тема 3. Осторожно: суицид. |
март |
практикум |
Лущик Е.С., педагог-психолог |
4. |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт»
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?
Подросток в социальных сетях: что делать? |
май |
круглый стол
консультация
консультация |
Савлук Ю.М., Лущик Е.С., педагог-психолог
Томашевич Т.А., педагог социальный |
9 классы |
||||
1. |
Тема 1. Портрет современного подростка.
Самооценка поведения |
сентябрь |
час информационный
консультация |
Черкасова Т.В., фельдшер
Лущик Е.С., педагог-психолог |
2. |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. |
ноябрь |
час профилактики |
Лущик Е.С., педагог-психолог |
3. |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. |
февраль |
беседа
консультация
|
Чура Л.А.,
классные руководители
Томашевич Т.А., педагог социальный |
4. |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Знакомство родителей Обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков. Как помочь подростку в выборе профессии? |
апрель |
консультация-рекомендация |
Лущик Е.С., педагог-психолог |
10 классы |
||||
1. |
Тема 1. Здоровье – это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
сентябрь |
лекция |
Черкасова Т.В., фельдшер |
2. |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
консультация |
Лущик Е.С., педагог-психолог |
3. |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ИППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья.
Рискованное поведение молодежи. |
февраль |
практикум
час профилактики
|
Черкасова Т.В., фельдшер
Томашевич Т.А., педагог социальный |
4. |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
Влияние неуверенности, застенчивости на учебные успехи старшеклассника.
Организация досуга старшеклассников |
апрель |
дискуссия
консультация |
Гур О.А.,
классные руководители
Томашевич Т.А., педагог социальный |
11 классы |
||||
1. |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.
Профессиональные династии. |
октябрь |
круглый стол |
Цыбульская С.В., Арлиевская Л.А., Жевнерович Н.А.,
классные руководители |
2. |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. |
декабрь |
час информации |
Устинович Т.В., инспектор ИДН |
3. |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке
Закон и ответственность несовершеннолетних |
март |
дискуссия
консультация |
Томашевич Т.А., педагог социальный
Томашевич Т.А., педагог социальный |
|
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам. |
апрель |
консультация |
Лущик Е.С., педагог-психолог |